Короткий урок по главе Тазриа
В трактате Недарим (24б) сказано, что есть 4 вида людей, которые даже при жизни считаются как бы мертвыми: бедный, слепой, пораженный и тот, у кого нет детей. Их подобие не абсолютное – каждый из этих четырех типов людей подобен мертвому в каком-то своем, особенном аспекте.
Так, бедный подобен мертвому тем, что он, подобно мертвому, ограничен в возможности действия, ведь сказано (Коэлет, 10:19): «деньги решат всё», а за неимением денег нет возможности влиять и действовать.
У слепого ецер ара более слабый. И это потому, что основной «вход» йецер ара к человеку – через глаза, как сказали наши мудрецы: «Глаз видит (какие-либо вожделения), в результате чего сердце жаждет (их)» (Мидраш Бемидбар раба, 10, 2). И в этом подобен мертвому, у которого полностью отсутствует йецер ара.
Пораженный походит на мертвого тем, что часть его тела, на которой есть проказа «цараат», считается как бы умершей, о чем свидетельствует ее абсолютно белый цвет.
А тот, у кого нет детей, не имеет продолжения.
Интересно, что Раши в комментарии на главу Вайеце упоминает два вида этих людей в двух различных местах.
Первое место - в комментарии на стих, в котором Творец обращается к Якову со словами: «Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака». Раши задает вопрос: обычно мы не находим в Писании, чтобы Святой, благословен Он, связывал Свое Имя с праведниками при их жизни, поскольку на протяжении всей жизни у каждого человека есть ецер ара и есть свобода выбора и, следовательно, невозможно ручаться за то, что праведник останется таковым на протяжении всей жизни, почему же здесь Господь связал свое имя с Ицхаком еще при его жизни? Отвечает Раши: «Поскольку глаза Ицхака померкли и он безвыходно пребывал в доме, он как бы уже умер, и дурное побуждение не было властно над ним».
В другом месте Раши пишет: Элифаз, сын Эсава, по велению своего отца преследовал Якова, чтобы его убить, но, когда настиг его, отвел руки свои от злодеяния, поскольку воспитывался на коленях Ицхака. Элифаз, однако, спросил у Яакова: «Как быть мне с повелением отца?» Ответил ему Яков: «Возьми всё мое имущество, а неимущий считается как бы умершим (и, ограбив меня, ты все равно как убил меня)».
Как мы писали, каждый из этих видов «уникален» и имеет свой особый аспект подобия мертвому. Творец может связать своё Имя именно со слепым человеком, ведь нет большого опасения, что тот согрешит, а не с бездетным, прокаженным или бедным. С другой стороны, поскольку Эсав желал, чтобы у Якова не было никакой возможности влияния, только бедность могла приравнять его к умершему в этом аспекте, и, к примеру, ослепление Яакова не привело бы к желаемому результату.
Подобное же касается Датана и Авирама, которых Творец, обращаясь к Моше, называет умершими, как сказано: «Иди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, искавшие твоей души», поскольку они обеднели. Так как у бедного человека нет влияния, Моше может их не опасаться и свободно вернуться в Египет. Если бы они ослепли, обеднели или стали прокаженными, Господь не говорил бы Моше, что он может без какого-либо опасения вернуться в Египет.